RSS

Прокурор ВАО г. Москвы разъясняет правовые вопросы административной ответственности за нарушения избирательного законодательства

27.02.2018

Статья 5.10 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах, в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной ты­сячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Запрещается размещать предвыборные печатные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Агитационные печатные материалы (листовки, плака­ты и другие материалы), ранее изготовленные в соот­ветствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и размещен­ные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в пункте 7 статьи 54 Федерального закона, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

Статьей 5.16 КоАП РФ предусмотрено, что подкуп изби­рателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выбо­рах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законом предусмотрено, что кандидатам, их доверен­ным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, политическим партиям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, а именно:

· вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение орга­низационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации;

· производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, осуществлявших сбор подписей, участвовавших в предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;

· проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции;

· оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания им услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает ответственность члена УИК:

· за выдачу гражданину бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за иных лиц или проголосовать более одного раза в ходе проведения одного и того же голосования;

· за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня.

При условии если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

За совершение указанного правонарушения предусмотрен административный штраф в размере тридцати тысяч рублей.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что получение в УИК избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

В целях предотвращения указанных правонарушений сотруднику полиции следует обращать особое внимание на граждан, прибывших на избирательный участок группами.

Часть 3 данной статьи предусматривает административную ответственность в отношении лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное правонарушение.

Следует учитывать, что согласно пункту 18 статьи 29 Федерального закона член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Поэтому одновременно с направлением дела в суд следует направить копии протокола и материалов дела об административном правонарушении прокурору, в компетенцию которого входит рассмотрение вопроса о даче согласия подвергнуть члена комиссии административному наказанию, налагаемому в судеб­ном порядке. Сведения о том, что прокурор извещен, целесообразно приложить к материалам дела, направ­ленным в суд.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати