RSS

«Связь времен»

15.12.2014

— Самое замечательное, самое ценное то, что идея всего проекта родилась и была воплощена людьми совсем еще молодыми! — сделала искреннее и радостное признание директор ГБУК г. Москвы «Выставочный зал «Богородское» (Открытое шоссе, дом 5, корп. 6) Наталья Афанасьева, давая оценку выставке старых фотографий «Связь времен». 

Торжественное открытие этой экспозиции состоялось 10 июня. Возможно, человеку случайному или заезжему, ничем не связанному с Богородским, представленные в двух залах материалы покажутся не особо значимыми, но при вдумчивом и неравнодушном взгляде сердце защемит от того, что открывают представленные фотоснимки и художественные полотна. На них задокументированная, иначе не скажешь, история этого кусочка теперешней Москвы. Два самых ранних снимка сделаны в 1895 (!) году, практически на самой заре фотоискусства. На них в разных ракурсах Богородская площадь — тот самый богородский круг, где в прежние времена ходила конка и была конечная точка маршрута конно-железной городской дороги. 

Почти столь же «древним» выглядит пейзажный снимок, сделанный на углу улицы Миллионная и богородского круга, выполнен он в период с 1900 по 1910 год — точных сведений на этот счет нет. На нем театр господина Медведева, ныне уже не существующий. От других театров, находившихся когда-то на территории нынешнего Богородского, не осталось и таких воспоминаний.

— Так сложилось, что на сегодняшний день у нас в районе нет никаких архитектурных достопримечательностей, или «изюминок», кроме храма Преображения Господня, — с грустью констатировал один из участников проекта, художник, кандидат архитектуры Леонид Волков, — а прежде здесь были очень интересные здания, например, Богородские бани — образец конструктивизма. Снесли… Весьма своеобразные домики рабочего поселка завода «Красный богатырь», построенные прямо между вековых сосен, тоже «ушли» под более позднюю застройку… Так же, как и особнячки бывшего дачного поселка, где проживали многие московские знаменитости. Фото сгоревшего относительно недавно, последнего из них, симпатичного двухэтажного покрашенного в зеленый цвет дома — украшение выставки…

Волков — человек почтенных лет, в Богородском живет с 1950 года. Сейчас работает в МОО ДСКЦ «Восход», ведет ИЗОстудию, где живописью занимаются и дети, и взрослые. Их-то работы — выполненные маслом пейзажи Геннадия Быкова и Александра Аникиенко, — а также акварели самого Волкова — существенно дополнили видеоряд. Впрочем, как и фотопринты, сделанные со старых карт Москвы, позаимствованных из разных архивов. 

— Одна из них датирована 1812 годом, — пояснил Вячеслав Горшков, — другая еще более ранняя, выполненная в 60-х годах XVIII века. Ее называют иногда «ломоносовской». А внизу листа на полях как фон впечатан вид Кремля из Замоскворечья, сделанный при помощи камеры-обскуры.

К месту оказался и предоставленный детской библиотекой № 55, слегка потрепанный временем стенд с историко-краеведческой справкой о Богородском...

Прямо-таки взрыв ностальгических эмоций вызвали у старожилов фотографии-панорамы этого уголка прежней Москвы:

— Помните? Здесь был завод…

— Вот эту трубу убрали полностью, а эту — укоротили…

— Здесь магазинчики раньше стояли, а здесь — общежития…

Инженер-механик Юрий Лукашевич сейчас трудится в слесарных мастерских одного из московских театров, а в 1970-х годах, когда в Богородском массово возводились новые дома, работал на стройке. Как раз фотографии, сделанные им с высоты, и дали повод для воспоминаний. Эти снимки, а также фотоработы его сыновей, рассказывающие о современном Богородском, связали былые и нынешние времена, что как нельзя лучше отвечало названию экспозиции. 

Внесли свой вклад в реализацию проекта отец и сын Меньшинины, Александр Павлов, Юлия Коренькова, Андрей Пешков, многие другие богородчане. Открытие выставки стало поводом для предложений о продолжении проекта, о том, чтобы пополнить его, например, фотографиями домов, где жили знаменитые люди. Первым прозвучало имя Льва Яшина, прославившегося на весь мир советского вратаря. Самым же наболевшим оказался вопрос об отсутствии в районе какого бы то ни было музея: окончится недолгое время выставки — куда деть уникальные материалы?

— Выставочный зал, увы, не имеет архивов или каких-либо своих помещений для хранения подобных коллекций. А сохранить их необходимо, — убежден 33-летний богородчанин Андрей Демин, главный зачинщик и этого, и многих других творческих проектов. Для него, школьного учителя истории, исследование прошлого, занятия краеведением, архитектурой, фотографией — не просто увлечения, а часть жизни. Хочется верить, что ему и его единомышленникам, воплотившим в жизнь идею создания фотовыставки, удастся найти для экспонатов достойное место, чтобы как можно больше земляков, особенно подрастающее поколение, знало прошлое своей малой родины. 

Ольга СИНИЦЫНА


Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати